Искусство пейзажа в Сибири невозможно представить без того вклада, который внес в него живописец Тойво Ряннель. В 2016 году ему исполнилось бы 95 лет, в нынешнем же — пятилетие с его кончины.

Тойво Васильевич Ряннель родился 25 октября 1921 г. в деревне Тозерово Ленинградской области в крестьянской семье, предки его были уроженцами области Саво в Финляндии. Дом, построенный отцом, стоял за околицей деревни среди полей и перелесков, через вершины елей просматривалось Ладожское озеро, от которого доносился гул прибоя. Родство с привольной природой, проявившееся впоследствии в его живописном и поэтическом творчестве, вошло в жизнь будущего художника с детских лет. Отец Тойво, Василий Федорович Ряннель, сам любил искусство, в свободное время вырезал детям деревянные игрушки в духе народного примитива, старший брат Эйно рисовал акварельными красками.

В 1931 г. семья Ряннель была выслана в Сибирь. В товарных вагонах с двухъярусными нарами восемнадцать суток ехали до Красноярска, затем на баржах по Енисею и Ангаре добирались до Мотыгина. Десятилетним подростком Тойво наравне со взрослыми работал в бригаде строителей. Здесь же он, проучившийся два класса в финской школе, снова пошел в первый класс. Поначалу учеба давалась трудно, он плохо говорил и писал по-русски, но был настойчив и терпелив. В свободные часы на обрывках бумаги и ненужных газетах рисовал все, что видел вокруг. Первая выставка Тойво Ряннеля была устроена на бревенчатой стене барака. Он волновался и робел, не зная, как воспримут рабочие его наивные рисунки, но реакция зрителей была самая благоприятная. Мальчишку зауважали и даже стали меньше материться в его присутствии. В этот день Тойво Ряннель поверил в полезность своего труда, почувствовал поддержку и понимание со стороны взрослых.

Пятнадцатилетним подростком в составе экскурсии для отличников школы Ряннелю посчастливилось в 1936 г. посетить Москву. Увиденные в залах Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств картины, знакомые по репродукциям и открыткам, стали для него настоящим потрясением. Показанная на выставке детского творчества в Красноярске композиция «Папанинская льдина» была удостоена премии в 50 рублей и напечатана в молодежной газете, а юному автору посоветовали учиться на художника.

В 1939 г. Ряннель поступил в Омское художественное училище, как в обиходе называли Художественно-промышленный техникум имени М. А. Врубеля. В те годы это было лучшее в Сибири профессиональное учебное заведение в области изобразительного искусства. Здесь учились многие художники, ставшие впоследствии ведущими мастерами в своих городах. В техникуме был сильный преподавательский состав, хорошая библиотека и музей, где имелись произведения Александра Бенуа, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Константина Коровина, Ивана Айвазовского и других великих русских художников. В Омске, тогда одном из крупнейших промышленных и культурных центров Сибири, была оживленная и разнообразная художественная жизнь. Проводились выставки и дискуссии по проблемам творчества, литературные вечера, работали два профессиональных театра, художественный музей. Соперничать с имевшими предварительную профессиональную подготовку городскими абитуриентами учившемуся преимущественно по статьям в журнале «Юный художник» Тойво было нелегко. Невозможно передать словами радость, которую он испытал, увидев свою фамилию в списке принятых. Учился Ряннель с большим старанием, в своей группе выделялся эрудицией, хорошо ориентировался в вопросах истории искусства, много писал и рисовал с натуры. Резкая смена «таежной» жизни на городскую обострила впечатления, дала обильную пищу для развития творческих способностей.

Неожиданно все изменилось. В 1941 г., почти сразу после начала Отечественной войны, техникум имени Врубеля закрыли. На фронт не взяли по «пятому пункту». Ряннель вернулся в Южно-Енисейск, два года работал учителем рисования в школе, в которой когда-то учился сам. Дела на педагогическом поприще шли хорошо. Но, вкусив в училище сладкий плод творческого труда, Тойво хотел целиком посвятить себя воспеванию природы, ее торжественной красоты, могущества рек, величия горных хребтов, безмерных пространств тайги. Поэтому с большим удовлетворением он принял приглашение работать картографом в Енисейской топогеодезической экспедиции, что позволяло наблюдать природу в любое время суток и в различных состояниях. Ряннель рисовал, писал маслом и акварелью. Ночевки в палатке, разговоры у костра, зори и закаты, повседневное вживание в предметный мир своих будущих произведений — так романтично и вдохновенно начинался долгий и наполненный открытиями творческий путь художника.

Новая страница в биографии молодого живописца открылась с его приездом в Красноярск в 1946 г. Период этот — решающий в жизненной судьбе Ряннеля. В первые послевоенные годы Красноярская творческая организация, возглавляемая молодым графиком Рудольфом Руйгой, как бы заново формировалась. Уезжали в родные места художники, эвакуированные в Красноярск из западных районов страны, возвращались домой фронтовики, появлялась талантливая молодежь. Ядро организации составляли старейшие: Дмитрий Каратанов, Андрей Лекаренко, Георгий Лавров, Ксения Матвеева, Карл Вальдман. Ряннель сразу включился в творческую и общественную работу, подружился с Каратановым и Лекаренко, внимательно присматривался к их профессиональным приемам в работе над этюдом, эскизом, картиной. Близкое знакомство с Каратановым, хранителем и продолжателем реалистических традиций своего учителя В. И. Сурикова, не могло не повлиять на Ряннеля. Данью уважения молодого художника к Каратанову и его творчеству была написанная им краткая монография о творчестве Дмитрия Иннокентьевича (Красноярск, 1948) — первое исследование о большом сибирском художнике. В 1946 г. Ряннель показал свои первые работы, изображающие виды мест, где художник побывал с геодезической партией, на краевой художественной выставке, посвященной тридцатилетию со дня смерти В. И. Сурикова, а в 1948-м был принят в Союз художников СССР. Его первая персональная выставка прошла в Красноярске в 1965-м, с этого момента и до 2001 г. персональные выставки сибирского мастера пейзажа видели зрители Омска и Барнаула, Краснодара и Новосибирска, Москвы и Грозного. Тойво Васильевич участвовал во всех городских, краевых, зональных и республиканских выставках, а с 1992 г. показывал свои работы на выставках в Великобритании, Словении, Финляндии, Германии, Франции и других странах.

Выход своему литературному дару Ряннель дал, обратившись к прозе и публицистике. В периодической печати стали публиковаться его очерки на различные житейские и творческие темы, рассказы о встречах с интересными людьми — первооткрывателями, строителями, оленеводами и рыбаками Севера. В 1948 г. он принял участие в поэтическом сборнике «Слово земляков». В 1969-м был издан альбом-очерк «Улугхем — Енисей — Ионесси», где Тойво Ряннель выступил как автор и текста, и акварельных и графических иллюстраций. Ряннель никогда не стремился к славе и почестям, и то и другое пришло к нему как закономерный результат неустанной и честной работы. В 1974 г. он был удостоен почетного звания заслуженного художника РСФСР, а в 1991-м — звания народного художника России. С 1999 г. Ряннель — академик Петровской академии наук и искусств, с 2010 г. — почетный член Российской академии художеств. В 1995 г., через два года после гражданской реабилитации российских финнов, подвергшихся репрессиям в 1930—1940 гг., Ряннель с семьей переехал на постоянное жительство в Финляндию.

С самых первых шагов в искусстве Ряннель показал себя художником зорким, наблюдательным, целеустремленным и вдумчивым. Это делает его пейзажи человечными, современными. Пишет Ряннель быстро, умеет добиться точности при передаче фактуры, материальной сущности предметов, гармоничного сочетания тонов. С точки зрения технического исполнения многие вещи написаны легко, артистично. Не каждому художнику удается в такой степени довести работу до завершенности, сохранив при этом настроение мотива, чистоту и свежесть красок. Творческие успехи, которых достиг Ряннель в первые годы, не снизили энергии поисков, он ставил перед собой все более сложные задачи. У него появилось естественное желание шире познакомиться с краем, соседними областями, их природой, ощутить биение пульса жизни. Он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау. Многие из этих путешествий были сложными, трудными, опасными. Походы совершались и в места, где редко бывал человек. Ряннель увлекал многих художников края в эти далекие смелые походы: к истокам Енисея, на его водопады и пороги, на саянские хребты и перевалы. Интересными в творческом плане были для Ряннеля поездки в Таджикистан, на побережье Черного моря. Когда появилась возможность выезжать за границу, появились этюды, написанные в Ливане, Египте, Алжире, на Кипре. Выразительны пейзажи, выполненные в Голландии, особой поэтичностью отличаются акварели, написанные в Финляндии. Художник отмечал красоту и своеобразие природы этих стран, но самой большой любовью всегда оставалась Сибирь. Родная сибирская природа для него — неисчерпаемый источник глубоких переживаний и открытий. В своем творчестве Ряннель лишь изредка обращался к портрету и бытовой живописи, главным для него всегда был пейзаж. Он любил его самозабвенно и верил в возможность этого жанра пробуждать в людях высокие эстетические чувства и настоящий патриотизм. Честный и чистый.

100-летие «Сибирских огней»