ЗИМА

 

* По зиме ложится лето.

* Зимой холодно, а летом оводно.

* Как зима не злится, а лету покорится.

* Готовь зимой телегу, а летом сани.

* Лето припасиха, зима подбериха.

* Все зимой сгождается, что летом урождается.

* У зимы брюхо велико.

* Коли ранняя белка голубая, ранняя весна будет (сибирск.).

* Заяц-беляк шубу сменил — зиму чует.

* Прилетел снегирь — зимний оповестник.

* Хлебород — перед строгой зимой.

* Зима снежная — лето дождливое.

* Зимушка морозная — лето жаркое.

* Снежная зима — щедрый травостой.

 

мороз — оттепель

 

* Морозы русские поселяне величали по зимним православным праздникам: введенские, никольские, рождественские, крещенские, афанасьевские, сретенские, власьевские, благовещенские.

Пять раз на году играет (меняется, переливается) солнце: на Рождество Христово, Богоявленье, Благовещенье, Светлое Христово Воскресенье (Пасха), Рождество Иоанна Крестителя.

* * *

* Если с дерева лист не чисто опадет, будет строгая зима.

* Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

* В зимний холод и старик молод.

* Что мужику (в мороз) деется — бежит да греется.

* Стужа да мороз — на печи мужик замерз.

* * *

* Солнце в варьгах (рукавицах) или с сережками — к стуже.

* Кольцо вкруг солнца — к ненастью.

* Кольцо вкруг луны — к ветру.

* Круг около солнца или месяца сулит долгие метели с морозами.

* Луна в кресте или с окружьем — к морозу.

* * *

* Сильно блестят зимой звезды — к морозу, летом — к жаре.

* В какой стороне неба звезды блестят сильнее, оттуда жди ветра.

* Если звезды кажутся высоко и светят тускло, зимой — к оттепели, летом — к дождю.

* Звезды падают — к ведру.

* Кометы предвещают тяжелый год: являются по повелению Бога и побуждают людей к покаянию (Подольск. губ.).

* * *

* Когда дым без ветру льнет к земле, то это к снегу (летом к дождю), а дым столбом — к ведру.

* Дым столбом — к морозу.

* Пушистые инеи — к ведру.

* Окна потеют — к морозу.

* Если в тайге много снега — ягоды будут в изобилии.

* * *

* Кошка в печурке — к морозу.

* Кошка на печи — к стуже, а кошка на полу — к теплу.

* Лошадь на снегу катается— тепло жди.

* Птица хохлится — к непогожью.

* Волки воют под жильем — к морозу (или к войне).

 

Зимние приметы на урожай

 

* Снежная зима — щедрый травостой.

* Снег на морозную голую землю — хлеб будет; на сырую — недород.

* Если крещенские морозы возьмут верх над рождественскими и сретенскими, то будет урожайный год.

* Зори пляшут — к године (к урожайному году).

* Зимой лютые морозы и топкие снега — к урожаю хлебов и трав.

 

 

ДЕКАБРЬ

СТУДЕНЬ, СТУЖАЙЛО, ГРУДЕНЬ

 

21 декабря самый короткий день и самая длинная ночь.

22 декабря — день зимнего солнцестояния (дни уже не убывают).

Тетерева, глухари переходят на зимний корм: почки берез, молодые побеги лиственниц, сосновая хвоя. В морозы птицы зарываются в снег. Дикие козы, изюбри перебираются в малоснежные края, богатые кормом. Начинается гон у сибирских горных козлов.

По всей Руси идет дружная молотьба хлеба; хотя проворные управляются и в ноябре, или у кого хлеба мало. По вставшему санному пути начинается подвоз леса и дров. У охотников той порой — травля волков, ловля в настороженные ямы сохатых, оленей, изюбрей.

Бушует пред ледоставом батюшка Байкал; на берегах причудливые ледяные наплески, словно в зачарованном царстве дедушки Мороза. Пуржит и метелит в голых прибайкальских долинах. Хотя у самого побережья Байкала об эту пору теплее — вода, прогревшись за лето, дышит остатним теплом. Чем жарче лето, тем дольше замерзает Байкал.

Для крестьян декабрь был последним сроком уплаты податей, хлебной недоимки. Деревенская молодежь, только в четыре зимних месяца и знающая продых от крестьянских земляных трудов, открывала посиделки, вечерки, игрища. Начиналось сватовство, игрались свадьбы. Девицы, даже и верующие во Христа, но впадающие в языческие суеверия, увы, грешили, тешили беса: ворожили, гадали на жениха в бане, на росстани дорог, в овинах, в чистом поле, у ночных прорубей: «Суженый-ряженый, приди ко мне наряженный, ночь ночевать, по мостику гулять». Приступали «страшные вечера»; в эту пору наши суеверные крестьяне от нечистой силы (волхвиток, колдунов, ведьм) смолой, углем или мелом писали кресты-обереги на окнах и дверях изб, бань, гумен, скотских стаек. При этом творили христианские молитвы — говорили «Боговы слова», а посему и трудно было усмотреть в этих действах грань между истинной Христовой верой и древними, крестьянскими суевериями.

* * *

* Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом (замерзают реки и озера).

* В декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля — к урожаю.

* «Нормальный, а, следовательно, и благоприятный Декабрь должен быть холодным и снежным, с частыми инеями и ветрами. Теплый, сырой Декабрь никуда не годится и сулит в будущем одни беды, так как холода в этом случае приключаются весной, — зима будет протяжная, весна для растительности неблагоприятная. Из отдельных дней этого месяца играет наибольшую роль в области народной наблюдательности 4 Декабря — Варварин день, и затем Николин день, которые оба зиму закрепляют, реки льдом сковывают, зимний путь устанавливают (даты даны по старому стилю, правописание А. Ермолова, XIX век. — А. Б.(А. Ермолов).

 

ЧАСТЬ 1: 1—14 декабря

 

1 декабря (18 ноября по старому стилю)

ПЛАТОН И РОМАН

День памяти святых мучеников Платона, диакона Романа. Рождественский пост

 

Святой мученик Платон (скончался в 302 или 306 г.) родился в Галатии в благочестивой семье. Юношей оставил он дом и странствовал по городам, проповедуя Слово Божие язычникам. За проповедь христианства святой был схвачен и приведен на суд к правителю Агриппину. Вначала судья пытался лестью склонить проповедника к отречению от Христа, но святой Платон отвечал, что выбирает смерть для жизни вечной, нежели радости временной земной жизни. Его подвергли жестоким мучениям, затем бросили в темницу, где держали без пищи и воды 18 дней. Видя, что это не поколебало христианской веры святого Платона, правитель приказал усечь его мечом.

 

Святой мученик Роман (умер в 303 г.) был диаконом храма Кесарии Палестинской. Из-за гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью. Святой Роман обличал идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но и лишенный языка, святой Роман продолжал славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению.

* * *

* Платон да Роман кажут зиму нам.

* Гляди зиму с Платона и Романа, чтобы похвалить ее на Масленицу.

* Коли на мучеников Платона и Романа день теплый, то и зима будет тепла.

 

3 декабря (20 ноября по старому стилю)

ПРОКЛ

День памяти святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Рождественский пост

 

Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский (умер в 446 или 447 г.) был удостоен Господом Богом быть учеником святителя Иоанна Златоуста. В христианском мире знаменит своей подвижнической жизнью, заботой о страждущих и обездоленных, талантливыми, страстными проповедями, духовными беседами, которые издавались и на русском языке.

* * *

* Коли на Прокла снег шел, то на Константина и Олены (святая Елена, память 3 июня) дождь.

* Прокл — проклял нечисть под землей, чтоб не выходила.

 

4 декабря (21 ноября по старому стилю)

ВВЕДЕНИЕ

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Рождественский пост

 

* После рождения Пресвятой Девы Марии ее благочестивые родители Иоаким и Анна, исполняя данный Богу обет, привели трехлетнюю Марию к Иерусалимскому храму, чтобы посвятить ее на служение Богу. Шествие, которое сопровождали девочки с зажженными свечами в руках, приблизилось к храму. На церковном пороге Деву Марию встретил первосвященник Захария, в будущем отец Иоанна Крестителя. На его глазах случилось чудо — трехлетняя отроковица сама, без помощи взрослых, поднялась по высоким, недоступным для ребенка ступенькам ко входу в храм. Изумленный увиденным, по внушению Божию, первосвященник Захария принял Святую Отроковицу и ввел Ее в храм, где Святая Дева Мария пребывала до четырнадцатилетнего возраста, проводя время в молитве, чтении Слова Божия, трудах по вышиванию для украшения храма. По исполнении четырнадцати лет Ей нужно было покинуть храм. Поскольку Святая Дева Мария пожелала посвятить Богу свое девство, Захария отдал Ее праведному старцу Иосифу, который содержал ее в своем доме, где и произошло явление Ей архангела Гавриила, возвестившего Деве о Рождестве от Нее Спасителя.

* * *

* Введение прошло — зиму привело.

* Наложило Введение на воду толсто леденение, замостило реки.

* Введение — толсто сиденье — холода, пожилые дома сидят.

* Введение морозно — во все праздники стужа, и наоборот.

 

5 декабря (22 ноября по старому стилю)

ПРОКОП

День памяти мученика Прокопия Чтеца. Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рождественский пост

 

Святой мученик Прокопий, чтец Иерусалимской церкви, ревностный христианин, имевший дар Божий изгонять бесов, в 303 году был обезглавлен язычниками за отказ поклоняться идолам.

* * *

* С Прокопа устанавливается добрый санный путь.

* С Прокопа натыкали вехи вдоль дорог на случай пурги.

* На Прокопия — мужские братчины, варят общественное пиво. Продолжается вывоз дров, леса, сена. Мужики санничают — мастерят сани, полозья, заливая друг другу байки, загадывая загадки. Скажем: две Палашки бегут в лески, загнув носки. (Полозья.) Побегушки бегут, поползушки ползут. (Лошадь и сани.)

 

6 декабря (23 ноября по старому стилю)

МИТРОФАН

День памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия, всея России чудотворца. День памяти святителя Митрофана, в схиме Макария, епископа Воронежского. Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рождественский пост

 

Князь Александр Ярославич родился в 1220 году в Переяславле-Залесском. Скончался в 1263 году. Будучи князем Новгородским, сочетал в характере благочестие христианина, мужество, искусство воина и мудрость правителя. Княжеское служение, ратные подвиги вершил с горячей молитвой Господу Богу Иисусу Христу, и Господь всегда помогал святому князю. Вначале он прославился разгромом на Неве шведов, силы которых превосходили русское войско. После молитвы в храме князь Александр рек своей малой дружине: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем». За блестящую победу Александр получил величание «Невский». Еще более знаменитой была его победа на Чудском озере над немецкими крестоносцами. Благодаря миротворческому дару, мудрому ведению переговоров не раз отводил нашествия татар на Святую Русь.

«Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным людем на сопротивныя споборствуя» (Тропарь благоверному князю Александру Невскому).

 

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года, скончался в 1703 году. До сорока лет святитель жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. Патриарх Иоаким (1674—1690 гг.), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. На Московском Соборе 1681—1682 годов в числе мер для борьбы со старообрядческим расколом и в целях улучшения христианского просвещения среди православного населения было решено увеличить число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую, Холмогорскую и Великоустюжскую. Второго апреля 1682 года Митрофан был посвящен во епископа Воронежского патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями. Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким для Руси временем смут и церковного раскола. Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с приделами во имя Архистратига Михаила и святителя Николая был освящен. Во время 20-летнего святительства Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано два монастыря: Коротоякский Вознесенский и Битюцкий Троицкий. Первый воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Патриотические чувства святителя соединялись в его душе с непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и, хотя за ослушание царской воли святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к святителю. В духовном завещании святитель Митрофан Воронежский писал: «Простец согрешивший за одну только свою душу даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)... Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегая злаго — спасен будеши».

* * *

* На святого Митрофана в Енисейской губернии варили канун, пиво из собранной с мира муки. Варили яйца. У молодежи зачинались зимние посиделочные игры.

 

 

7 декабря (24 ноября по старому стилю)

ЕКАТЕРИНА

День памяти великомученицы Екатерины. Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рождественский пост

 

Святая великомученица Екатерина, великая праведница, постница, мученически погибла в 305—310 гг. по велению императора Максимиана, отказавшись отречься от Христа и принести богомерзкую жертву языческим идолам.

 

* * *

* Крестьяне величали ее Катериной Мученицей или Христовой Мученицей Катериной.

* В иных селах с Катерины начиналась ямщина (извоз). Про ямщину было сложено немало поговорок:

— Не всегда кормит обоз, а иногда кормит и воз.

— Мороз — сорок пудов на воз (крепкий наст, дорога легка, можно и побольше нагрузить в сани).

* * *

* На Катерину-мученицу деревенские бабы много молились, при тяжких родах давали Богу обеты.

* На Катерину-санницу зачинали гонки на санях.

 

8 декабря (25 ноября по старому стилю)

КЛИМЕНТ

День памяти священномученика Климента, папы Римского. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рождественский пост

 

Священномученик Климент (скончался в 101 г.), апостол от 70-ти, четвертый епископ (папа) Рима, в своих странствованиях встретил апостола Петра, принял от него святое крещение и стал одним из его ближайших учеников. Незадолго до своей мученической кончины апостол Петр рукополагает Климента во епископа. После смерти св. Петра с 92 по 101 год римским епископом является апостол Климент. Добродетельная жизнь и святительский подвиг Климента являли благотворный пример для гордых римских граждан, многие из которых стали последователями Христа. В 103 году святой мученик Климент был умерщвлен по приказу императора. Его утопили, бросив в море с грузом на шее.

Климент прославился многими чудесами, череда которых не прекратилась и после его кончины. По молитвам его верных учеников Корнилия и Фивы и всего христианского населения Херсонеса море отошло, и они нашли на дне, в нерукотворной «Ангельской» церкви нетленное тело своего учителя. После этого каждый год в день мученической кончины Климента море отступало и в течение семи дней люди молились у мощей праведника. Крестившись в Херсонесе, князь Владимир Святой переносит часть мощей великомученика Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя Климента. Таким образом, мощи святого Климента были первой христианской святыней, появившейся на Руси.

* * *

* На Климентия зима клин клином вышибает.

* В ригах в самом разгаре молотьба хлеба.

 

9 декабря (26 ноября по старому стилю)

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ,

ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ, ЕГОРИЙ (ЮРИЙ) ЗИМНИЙ, ХОЛОДНЫЙ

Освящение церкви великомученика Георгия в Киеве. Рождественский пост

 

Князь Ярослав Мудрый (1019—1054 гг.), во святом крещении Георгий, в честь своего ангела-хранителя — великомученика Георгия повелел выстроить храм перед вратами Святой Софии. 9 декабря по новому стилю храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским в 1051—1054 гг., и установлено ежегодное празднование в честь этого события.

* * *

* Два Егория: один холодный (9 декабря), другой — голодный (6 мая).

* Егория с мостом, Никола с гвоздем.

* Что у волка в зубах, тот при Егорьевых дарах (крестьяне, хотя и заслонялись от волков молитвой святому Георгию, в то же время считали, что в этот день и волкам подсобляет святой находить добычу, поскольку их повелитель).

* Как победитель страшного Змея (язычество), Егорий-змееборец в крестьянстве также считался и повелителем змей, и его именем оберегали от ползучих гадов (полозов) и себя, и животину.

* * *

С Юрия холодного вершились хозяйские сделки, шел найм работников, делались расчеты. Мужики при этом говорили:

— Слово с Юрия холодного до Юрия теплого.

— Мужик болит и сохнет по Юрьев день.

— До слова крепись, а давши слова — держись. (Более подробно о народном образе Георгия Победоносца читай в «Месяцеслове» за 6 мая.)

 

10 декабря (27 ноября по старому стилю)

ЗНАМЕНИЕ.

РОМАН

Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году (Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение»). День памяти преподобного Романа. Рождественский пост

 

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки. На груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Это один из первых иконописных образов Богородицы. В 1170 году после чудесного знамения от новгородской иконы образ Божией Матери «Знамение» получил распространение на Руси.

Святой Роман (V в.), строгий постник, носивший под власяницей вериги, имел Божий дар прозорливца и целителя, и многим бесплодным женам даровал Господь по его молитвам радость материнства.

* * *

* В русских селах и деревнях праздник Знамения Пресвятой Богородицы (Знаменье) считался в основном бабьим и девьим праздником.

* Преподобному Роману мужние жены молились во храмах о разрешении бесплодия.

* * *

* Ко дню Романа рыба речная хоронится в зимовальных ямах и омутах, но мечут икру налим, сиг, ряпушка.

* У лосей о сю пору отпадают старые рога.

 

12 декабря (29 ноября по старому стилю)

ПАРАМОН

День памяти священномученика Парамона и с ним 370 мучеников. Рождественский пост

 

Святой мученик Парамон пострадал за веру во Христа в 250 году при гонениях на христиан императором Декием. Правитель восточных областей Римской империи Аквиан заточил в темницу 370 христиан, принуждая их отречься от веры, принести жертву идолам. Христиан предали жестоким пыткам, надеясь сломить их волю угрозой смерти. Местный житель по имени Парамон, видя мучения христиан, открыто обличил правителя, исповедуя веру в Истинного Бога. После жестоких пыток святого Парамона обезглавили вместе с 370 мучениками.

* * *

* На Парамона снег — быть метелям вплоть до Николина дня.

* На Парамона утро красное — быть декабрю ясным.

* Много снегу — много хлебу, вода разольется — снега наберется.

* Снежные хлопья стали крупные — жди оттепели.

 

 

13 декабря (30 ноября по старому стилю)

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

День памяти апостола Андрея Первозванного. Рождественский пост

 

Святой апостол Андрей (скончался в 62 году), рыбак из города Вифсаиды в Палестине, первый из апостолов последовал за Христом, отчего и повеличан Первозванным, а затем привел ко Христу своего родного брата святого апостола Петра. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий.

«Он (святой первоапостол Андрей. — А. Б.) останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы сия? Яко на сих горах воссияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог воздвигнути имать…“. Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать — Церковь Константинопольскую с ее дочерью — Русской Церковью». «Святой Андрей был распят на кресте язычниками города Патры. Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея» (Из житийных преданий).

* * *

* Веселый сельский праздник. Молодые, помолившись святому Андрею, надеются во сне увидеть жениха или невесту. Ложась спать, парень кладет в головах что-то из наряда своей зазнобушки (поясок ли, пуговку) с приговоркой: «Андреюшко, батюшко! Покажи невесту!» Так же просят и девицы себе жениха. На святого Андрея и мученицу Екатерину молили и гадали о женихах и невестах, готовились к большим святочным гаданиям. Особенно грешили тем девицы, раскаиваясь позже, замаливая грех. Так же вот и когда топилась печь, проговаривали в трубу «присухи» — присушивали женихов или невест.

 

14 декабря (1 декабря по старому стилю)

НАУМ-ГРАМОТНИК

День памяти святого пророка Наума. Рождественский пост

 

Святой пророк Наум (VII в. до Рождества Христова) — один из двенадцати ветхозаветных пророков, именуемых малыми, родился в галилейском селении Елкоша. Автор одной из книг Ветхого Завета, предрекал Божии наказания за беззакония. Предсказал гибель ассирийского города Ниневии за беззакония его жителей, разрушение Израильского царства и хулу ассирийского царя Сеннахирима на Единого Бога. «Господь долготерпив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако — пыль от ног Его».

* * *

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и величали Грамотником. В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах. С давних времен считалось, что в День святого Наума хорошо начинать учить детей: наука им на ум пойдет.

* Пророк Наум наставит на ум (ребятишек сей порой отдавали в ученики).

* Умна голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

* Учи сына, пока поперек лавки лежит, а как вдоль ляжет — тогда поздно учить.

* Недоученный и переученный хуже неуча.

* * *

* Аз, буки и веди страшат, что медведи.

* Аз — били мене раз; буки — набрался муки.

* Аз, буки — бери указку в руки; фита, ижица — плетка ближится.

 

Фотоэтюды А. Байбородина

100-летие «Сибирских огней»